• +7(495)150-44-97
  • pravaauto@inbox.ru 

Обжалование протокола за оставление места ДТП

 

 

Общие понятия ДТП

Дорожно-транспортное происшествие зачастую является результатом нарушения правил безопасности дорожного движения. В результате совершенного ДТП может пострадать не только имущество (например, автомобиль второго участника ДТП), но и люди (пешеход, водитель пострадавшей машины, инспектор ГИБДД).

По причине повышенной степени опасности, связанной с результатами ДТП, законодатель предусмотрел обязанность любого водителя оставаться на месте ДТП, в котором он принял участие. И неважно, пострадал данный водитель в результате ДТП или являлся его виновником. К данной обязанности корреспондирует конкретная норма – пункт 2.5 правил дорожного движения России. В нем четко регламентируются действия участника ДТП:

- сражу же остановиться;

- включить «аварийку»;

- выставить аварийный знак и включить аварийную сигнализацию;

- сообщить о случившемся в ГИБДД.

 3Дополнительно, в случае наличия раненых людей, водитель принимает меры по оказанию им необходимой первичной медицинской помощи. Она может заключаться в вызове скорой помощи или самостоятельном оказании. В любом случае в приоритете спасение жизни человека.

 

Оставление места ДТП

Оставил место ДТП? 

Звони, мы знаем как помочь!

+7(495)150-44-97

 

 

Когда можно на законных основаниях оставлять место ДТП

Также, на законодательном уровне закреплена возможность водителя, являющегося участником ДТП, на вполне законных основаниях уехать с места ДТП. Так, согласно пункту 2.6 все тех же правил дорожного движения России, в экстренных ситуациях, когда в результате совершенного ДТП есть пострадавшие, водитель обязан их доставить до ближайшего мед. пункта на собственном автомобиле. При таких обстоятельствах, ни о каком уезде с места ДТП вообще речи идти не может, ведь на счету жизнь и здоровье человека. Но, и в данном случае существует оговорка. После доставления в больницу водитель должен вернуться обратно. В противном случае данный поступок будет расценен в последующем как оставление места ДТП.

 

Что следует считать оставлением места ДТП

 Среди водителей бытует мнение, что оставлением места ДТП считается любой случай, когда после совершенного ДТП, его участник уезжает. И не важны причины (мотивы) такого уезда. В действительности, данное мнение ошибочное!

Оговорюсь, что в данной статье рассматривается именно оставление места ДТП, предусматривающее наказание по ч.2 ст.12.27 КоАП РФ (лишение водительских прав или арест).

Причем, как показывает практика выступления в качестве защитника в суде по таким категориям дел как оставление места ДТП, не только водители, но и инспекторы ГИБДД (а в некоторых случаях и суды!) иногда принимают подобную позицию. Если кратко, есть факт ДТП и есть факт уезда (вне зависимости от причин) водителя. Этого достаточно для признания виновным по ч.2 ст.12.27 КоАП РФ.

Пример из личной практики. Водитель Л. совершила ДТП, когда припарковалась для того, чтобы поговорить по телефону. Факта ДТП она не заметила, и после разговора по телефону поехала далее по своим делам. Спустя время сотрудник ГИБДД вызывает водителя Л. для составления протокола по ч.2 ст.12.27 КоАП РФ за оставление места ДТП. В ходе судебного разбирательства мною был задан конкретный вопрос инспектору ГИБДД: «осознавала ли Л. факт совершения ею ДТП?» На что инспектор ответил, что вне зависимости от этого, раз она уехала с места ДТП, то неважно осознавала она это или нет! Суд первой инстанции согласился с мнением инспектора. Вышестоящий суд отменил постановление мирового судьи и назначил водителю Л. штраф, указав, что в ее действиях не усматривается умысла на оставление места ДТП, в силу чего к ней применима ч.1 ст.12.27 КоАП РФ. Таким образом, только суд второй инстанции, разобравшись в деле, принял мою правовую позицию по настоящему делу.

В действительности, и на уровне законодателя, и в практике разрешения подобных споров высшей судебной инстанцией страны – Верховным судом РФ, уже сформировалась правовая позиция касаемо ответственности за оставление места ДТП. В частности, Кодекс об административных правонарушениях РФ во взаимосвязи с правилами дорожного движения дифференцирует ответственность водителей по следующим признакам: пытался ли скрыться водитель, с целью избежать ответственности за совершенное им ДТП вопреки интересам других участников, или нет.

Аналогичной позиции придерживается и Европейское правовое сообщество, частью которого являемся и мы. Так, в Европейской конвенции Совета Европы «О международных последствиях лишения права на управление автотранспортными средствами (ETS №88), (Брюссель, 3.06.1976 года) в общем перечне правонарушений в области дорожного движения (п.2) оставление места ДТП представлено как «оставление места дорожно-транспортного происшествия, как умышленное нарушение водителями автотранспортных средств, причастными к дорожно-транспортному происшествию, обязанности оставаться на месте».

Именно наличие умысла у водителя, когда он знал (или должен был знать) о том, что он является участником, на сокрытие с места ДТП карается лишением водительских прав или арестом. И этот умысел должен быть доказан в суде.

 

Когда потерпевший (пострадавший от ДТП водитель) оставляет место ДТП

Как бы это ни звучало странно, не только уезд виновника ДТП с места аварии может привести к лишению водительских прав. Пострадавшая сторона, покинувшая место аварии без наличия уважительных причин, также может быть привлечена к ответственности по ч.2 ст.12.27 КоАП РФ. Кодексом об административных правонарушениях не ограничивается ответственность только виновником, а судебная практика показывает то, что потерпевший, как и виновник, является участником ДТП и, следовательно, наравне с последним обязан неукоснительно выполнять требования п.2.5, 2.6 правил дорожного движения России.

По причине отсутствия правовых знаний многие потерпевшие от ДТП уезжают по своим делам, посчитав ущерб незначительным, что приводит в дальнейшем к долгим судебным разбирательствам и лишению права управления транспортом.

 2Полезный совет адвоката!

Если в результате ДТП отсутствуют пострадавшие, никаких серьезных повреждений нет, Вы или второй участник ДТП спешите и не желаете дожидаться наряд ДПС, составлять «европротокол» и потом бегать по страховым компаниям с целью получения возмещения, а решили договориться на месте, оформите это «РАСПИСКОЙ». В ней укажите, что претензий друг к другу водители не имеют, все возмещено в полном объеме. Это Вас убережет от дальнейшего предъявления обвинения в сокрытии места ДТП.

 

Бесплатная консультация автоюриста

 

 

Случай из личной практики. Гражданин Ж. обратился ко мне с просьбой помочь при разборе ГИБДД. В ходе консультации мною было установлено, что некоторое время назад Ж. стал участником несерьезного ДТП. В силу незначительности повреждений и удаленности места ДТП от населенного пункта водители договорились о сумме ущерба и разошлись. Водитель Ж., будучи виновником в ДТП, передал второму водителю 7 000 рублей и взял с него расписку, в которой последний указал на отсутствие претензий за вред, причиненный ДТП. Спустя время второй водитель обратился в ГИБДД с заявлением о сокрытии с места ДТП незнакомого ему водителя, номера автомобиля которого он запомнил. В результате проверки был установлен собственник автомобиля (мой клиент) и вызван в подразделение ГИБДД с целью проведения разбора происшествия и осмотра его автомобиля. По приезде в ГИБДД мне понадобилось несколько минут, чтобы убедить инспектора в невиновности моего подзащитного в сокрытии с места ДТП. Расписка послужила весомым и вполне достаточным доказательством, чтобы на этапе досудебного разбирательства решить проблему моего доверителя.

 

Процедура оформления протокола по оставлению места ДТП

По причине отсутствия всех участников аварии, подобные протоколы составляются после обнаружения и выявления всех участников ДТП. Для этого инспектор ГИБДД, приехавший по вызову на место ДТП, выносит определение о возбуждении дела и проведении административного расследования по факту сокрытия с места ДТП. После этого материалы дела передаются в отдел исполнения административного законодательства, где уже другой сотрудник выполняет ряд мер, направленных на установление личности виновного в совершении аварии и сокрытии лица. В частности, делаются соответствующие запросы, просматриваются видеозаписи, допрашиваются свидетели, проводятся экспертизы.

При выявлении виновного лица, данный водитель вызывается в качестве свидетеля с целью допроса, осмотра автомобиля на предмет наличия повреждений, сопоставления характера и механизма их возникновения. После проведения данных процедур инспектор принимает решение о прекращении расследования и решает вопрос о возможности привлечения водителя к ответственности по ч.2 ст.12.27 КоАП РФ.

При наличии достаточных оснований полагать, что данный водитель являлся участником ДТП и скрылся с места его совершения, инспектор составляет протокол по факту оставления места ДТП, в строгом соответствии со ст.28.2 КоАП РФ, регламентирующей порядок оформления административных протоколов.

 2Полезный совет адвоката!

При составлении в отношении Вас протокола об административном правонарушении по ч.2 ст.12.27 КоАП РФ, не стоит отказываться от его подписания. Это никак не спасет Вас от ответственности, а, наоборот, может только навредить. Мой совет – после ознакомления с протоколом, в специально отведенной для этого графе укажите на несогласие с предъявленным Вам обвинением, на отсутствие умысла на сокрытие места ДТП, так как Вы не почувствовали в принципе самого факта ДТП (аварии). В противном случае, Вы, как добропорядочный водитель, действовали бы в строгом соответствии с правилами дорожного движения. В конце укажите на необходимость переквалификации вменяемого Вам правонарушения со 2 на 1 часть ст.12.27 КоАП РФ.

 

Основные доводы, по которым возможно оспорить протокол за оставление места ДТП

Основываясь на личной практике защиты водителей в судах всех инстанций, а также на обзор и анализ судебной практики в целом по России, и в Московском регионе в частности, могу выделить основные доводы, которыми можно апеллировать при рассмотрении дела об оставлении места ДТП.

Во-первых, отсутствие доказательств наличия факта самого ДТП. То есть, когда есть основания оспаривать само совершение ДТП. Помочь в этом могут сопоставление повреждений, обращение к независимым автотехническим экспертам, показания свидетелей. В данном случае, задача защитника убедить суд в том, что ДТП, в сокрытии которого обвиняется его подзащитный, в действительности и не было. А раз не было ДТП, то и привлекать за его оставление у суда нет оснований. В данном случае, дело подлежит прекращению в соответствии с п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события правонарушения.

Во-вторых, непричастность привлекаемого водителя к совершению указанного ДТП. На практике, по такой категории дел привлекают собственников автомобиля, который стал участником ДТП. Раз сам водитель уехал с ДТП, следовательно, его данные никто не знает.в результате проведенного административного расследования сотрудники ГИБДД устанавливают какой конкретно автомобиль причастен к совершению ДТП (это может быть установлено по видеозаписям с регистраторов автомобилей, с камер наружного наблюдения, запискам, оставленным очевидцами, свидетельскими показаниями и пр.). Затем уже по базе устанавливается владелец транспортного средства. И именно его ГИБДД привлекает в качестве виновного в совершении и дальнейшем сокрытии с места ДТП.

В таких случаях, если за рулем в тот период времени находился не собственник автомобиля, а иное лицо, есть возможность доказать свою непричастность в совершении правонарушения. При доказывании возможно предоставление алиби (неопровержимых доказательств того, что Вы находились в тот день абсолютно в другом месте), а также деятельное раскаяние самого виновника, кто в действительности был за рулем при совершении правонарушении. В силу ст.1.5 КоАП РФ, лицо должно нести наказание только за виновные действия, а отсюда следует ,что в случае непричастности к совершению ДТП, невиновный водитель будет оправдан, а дело прекращено по п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава правонарушения.

В-третьих, отсутствие умысла со стороны привлекаемого водителя на оставление места ДТП. В рассматриваемом случае факт совершения ДТП водителем в принципе не отрицается, и сам уезд с места ДТП тоже. Здесь мы указываем на то обстоятельство, что водитель не ощутил самого факта ДТП (например, не было удара или толчка от столкновения с преградой, не было слышно звуков и пр.). И, не осознавая, что было совершено ДТП, поехал по своим делам.

Основная проблема в такой ситуации возникает при сборе доказательств, подтверждающих наши доводы. Именно защитник привлекаемого водителя должен убедить суд в отсутствии умысла на оставление места ДТП. Характерными признаками при этом могут служить:

- водитель не снизил скорость после совершения ДТП;

- водитель не остановился и не вышел посмотреть на наличие (отсутствие) повреждений;

- второй участник ДТП указал на факт ДТП (не посигналил, не обратился к водителю);

- исследование повреждений подтверждает, что водитель мог и не заметить момента их причинения.

В доказывании данного факта может помочь проведение независимой (а при необходимости и судебной) автотехнической экспертизы, показания свидетелей, видеозаписи, показания самого потерпевшего.

В данном случае, по моей практике, суд переквалифицирует событие правонарушение со второй части ст.12.27 КоАП РФ на часть 1 той же статьи. Таким образом, суд указывает на невыполнение требований п.2.5 ПДД, но исключает умысел в действиях виновного водителя на сокрытие места ДТП. При этом привлекаемому водителю назначается наказание в виде штрафа. Но, повторюсь, именно от грамотной работы защитника зависит, поверит суд в отсутствие умысла на сокрытие с места ДТП, или нет.

 

Помощь автоюриста

 

Случай из личной судебной практики. Водитель П. обратилась ко мне за помощью. В отношении нее было возбуждено дело об административном правонарушении за оставление места ДТП. В ходе рассмотрения судом дела мною была заявлена следующая позиция: П. не имела умысла на сокрытие с места ДТП; в данном случае со стороны потерпевшего была неоправданная агрессия, угрозы и попытки совершения противоправных действий; в результате этого, П. уехала, опасаясь за свою жизнь, здоровье и сохранность имущества. При подготовке к делу мною были получены необходимые доказательства. Несмотря на обоснование моих доводов, две инстанции посчитали отсутствие умысла на оставление ДТП недоказанными. В свою очередь, заместитель председателя Московского городского суда с данными выводами не согласилась, признала мои доводы доказанными, указала на отсутствие умысла со стороны П. на сокрытие с места ДТП и изменила постановление суда. В результате, вместо ч.2 ст.12.27 КоАП РФ водитель П. была признана виновной по ч.1 ст.12.27 КоАП РФ и лишение прав на год было изменено на штраф в размере одной тысячи рублей, без каких-либо дополнительных санкций.

 

Как не лишиться прав за оставление места ДТП

В случае возникновения ситуации, когда произошло ДТП, и Вы по каким-либо причинам не остались на месте и не стали дожидаться инспекторов ГИБДД, существует большой риск остаться без прав или попасть под административный арест. Следовательно, следует придерживаться определенного алгоритма действий, способного помочь водителю не лишиться водительских прав.

  • Указание в протоколе, схеме ДТП и своих объяснениях о несогласии с вменяемым правонарушением (с обоснованием своих доводов)
  • Ознакомление с материалами административного дела
  • Юридическая консультация с целью проведения правового анализа и формирования правовой позиции по делу
  • Защита в суде с изложением своих доводов в письменном виде и представлением дополнительных доказательств.
 2Полезный совет адвоката!

При личной защите в суде настоятельно рекомендую все свои доводы, возражения и замечания по делу указывать в письменном виде (в форме ходатайств, заявлений, возражений), чтобы в дальнейшем, при обжаловании состоявшегося по делу судебного акта (если, конечно Вы с ним будете не согласны) можно было ссылаться в вышестоящем суде на эти доводы и на допущение со стороны суда нижестоящей инстанции судебной ошибки. Зачастую, в своих постановления суды отображают не все, что было на суде, а лишь ту часть, которая необходима для составления решения по делу.

 

Помощь автоюриста при рассмотрении дела по оставлению места ДТП

С момента возбуждения производства по делу, в соответствии со ст.25.5 КоАП РФ, в процесс может вступить защитник – автоюрист либо адвокат по лишению водительских прав, который специализируется на разрешении подобного рода споров. Необходимость участия автоюриста в процессе по административным правонарушениям обусловлена обвинительной направленностью подобных споров, наличием большого количества правовых тонкостей, в которых способен разобраться только квалифицированный специалист. Как правило, все дела, рассмотренные без участия защитника, заканчиваются не в пользу привлекаемого лица. А исправление на этапе обжалование в разы уменьшает шансы на положительный исход дела.

Московское управление по защите прав автовладельцев предоставляет услуги по консультированию, составлению необходимых процессуальных документов, представление интересов в общении с сотрудниками ГИБДД, а также защита в судах всех уровней. Большой опыт наших сотрудников и индивидуальный подход к каждой проблеме в ходе осуществления нашей профессиональной деятельности – залог успеха!

 

Предлагаем лично убедиться в компетентности и профессионализме наших автоюристов и адвокатов в ходе бесплатной консультации.

Со всей судебной практикой, указанной в настоящей статье, Вы можете ознакомиться в офисе Московского управления по защите прав автовладельцев.

 

+7(495)150-44-97

О нас

Московское управление по защите прав автовладельцев действует в рамках федерального закона от 21.11.2011 г. №324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в РФ".

Контактная информация

 Наш офис

121248, г. Москва, Кутузовский проспект, 
дом 13, офис 1

Email

pravaauto@inbox.ru 

 Звоните:

+7(495)150-44-97

Обращение

Общественная приемная по рассмотрению заявлений о неправомерных действиях должностных лиц ГИБДД.

Отправить сообщение
Права авто. Защита прав автовладельцев.

Search

×

Отправить сообщение